Меры предупреждения распространения коронавирусной инфекции

Новости университета

Итоги конференции «Инновации в процессе преподавания в вузе»

21.01.2020 - 21.01.2020

21 января 2020 года в Российском государственном университете правосудия в рамках темы научно-исследовательской работы «Инновации в процессе преподавания учебных дисциплин в вузе» прошла Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе», организованная кафедрой русского языка и культуры речи.

Актуальность темы конференции определяется сложными процессами, происходящими на современном образовательном пространстве, проблемами, с которыми сталкивается преподаватель вуза в учебном процессе.

Цель конференции заключалась в том, чтобы рассмотреть современные проблемы, возникающие в процессе преподавания различных дисциплин при получении высшего и среднего профессионального образования, определить средства, условия, методы повышения компетентности выпускников вузов и ссузов. Эта цель была достигнута.

На конференции обсуждались следующие проблемы:

  1. Вопросы педагогики, психологии и методики в культурном воспитании современного человека.
  2. Особенности организации учебного процесса в поликультурной образовательной среде.
  3. Взаимодействие науки, образования и практики как средство повышения компетентности выпускников вузов и ссузов.
  4. Специфика научно-исследовательской работы студентов и преподавателей на современном этапе.

Статус международной конференции придали выступления учёных из различных регионов России, а также из Беларуси, Португалии. Активное участие приняли коллеги из филиалов РГУП, что говорит о тесной связи преподавателей-единомышленников, работающих в одном вузе. Радует широкая география нашей конференции: Москва, Нижний Новгород, Краснодар, Казань, Брянск, Воронеж и т.д.

Традиционно наиболее активное участие в работе конференции принимает профессорско-преподавательский состав кафедры русского языка и культуры речи (в полном составе), кафедры общеобразовательных дисциплин, философии и социально-гуманитарных дисциплин, кафедры информационного права, информатики и математики. Радует и то, что с каждым годом увеличивается количество преподавателей профильных кафедр РГУП.

Проведение конференции с таким широким авторитетным представительством стало возможным потому, что кафедра русского языка и культуры речи, являясь структурным подразделением одного из ведущих образовательных учреждений – Российского государственного университета правосудия, обладает большим научным потенциалом и опытом проведения международных конференций.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Корнев Виктор Николаевич, проректор по научной работе, доктор юридических наук, профессор Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

В пленарном заседании были представлены интересные доклады, с которыми выступили:

Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва «Формирование нравственно-ценностных ориентаций аспирантов в процессе решения педагогических ситуаций».

Гусарова Марина Александровна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар «Проблемы профессионального юридического образования в современном трансформирующемся обществе».

Ивашко Михаил Иванович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Российского государственного университета правосудия, г. Москва «Роль общеобразовательных дисциплин в формировании профессиональных компетенций».

Антюшин Сергей Сергеевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российского государственного университета правосудия, член-корреспондент Академии военных наук, г. Москва «Общее и специальное в становлении специалиста».

Кафырин Евгений Александрович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российского государственного университета правосудия, г. Москва «Нецеленаправленное познание как феномен образования».

После перерыва началась работа секций:

Секция 1. Вопросы педагогики, психологии и методики в культурном воспитании современного человека. Руководитель секции: Бурдина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

Секция 2. Особенности организации учебного процесса в поликультурной образовательной среде. Руководитель секции: Плетенкина Наталья Давыдовна, старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

Секция 3. Взаимодействие науки, образования и практики как средство повышения компетентности выпускников вузов и ссузов. Руководитель секции: Соловьева Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

Секция 4. Специфика научно-исследовательской работы студентов и преподавателей на современном этапе. Руководитель секции: Фысина Ульяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Российского государственного университета правосудия, г. Москва.

Конференция рассматривается кафедрой русского языка и культуры речи как возможность профессионального общения, условие профессионального роста, средство повышения компетентности профессорско-преподавательского состава, как дискуссионная площадка для обсуждения методических и воспитательных вопросов.

Ученые, обсудив общетеоретические, методические, практические проблемы формирования будущих специалистов-профессионалов, отметили эффективность, успешность и плодотворность прошедшей научно-практической конференции.

По окончании работы секций были подведены итоги работы конференции. Все присутствующие отметили важность и современность проблем, вынесенных на конференцию, и высказали мнение о необходимости регулярного обсуждения методических и педагогических вопросов в юридических вузах.

Завершая работу конференции, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Новикова Л.И. и кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и культуры речи Грибанская Е.Э. подчеркнули важность и актуальность её проведения. По окончании заседания все участники конференции имели возможность ознакомиться с выставкой многочисленных научных и научно-методических публикаций профессорско-преподавательского состава кафедры русского языка и культуры речи.

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе» приняла следующее решение:

  1. Способствовать в процессе обучения формированию не только компетентного специалиста, но и его нравственно-ценностной основы как фундамента личности преподавателя.
  2. Оперативно решать проблемы, возникающие в современном обществе, в процессе получения профессионального юридического образования.
  3. Активизировать работу по адаптации студентов-первокурсников в учебно-воспитательном процессе университета.
  4. Обратиться к УМУ с предложением, рассмотреть вопрос о возвращении учебной дисциплины «Введение в специальность» в перечень учебных дисциплин, закреплённых за кафедрой общеобразовательных дисциплин.
  5. Стремиться преодолевать формализм в процессе образования.
  6. Учитывать и реализовывать в процессе преподавания принцип, сформулированный А.Ф Кони: «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идёт впереди специального».
  7. Использовать в процессе образования разнообразные технологии, в том числе информационные (SMART, SAMR, QR-коды, инфографику, облако слов, компакт-блоки), учитывающие особенности возраста и психологические характеристики современных студентов.
  8. Работать над формированием исследовательской компетентности преподавателя. Просить проректора по научной работе Корнева В.Н. скорректировать требования, предъявляемые к преподавателям в рамках НИР, в том числе сократить количество обязательных научных публикаций.
  9. Обратить внимание руководства на то, что значимость научных трудов преподавателей вуза должна зависеть от практического применения в процессе формирования грамотного специалиста, а не от наукометрической базы, в которой числится журнал, опубликовавший статью.
  10. Рекомендовать профессорско-преподавательскому составу восстанавливать в учебно-воспитательном процессе междисциплинарные связи, стараться выстраивать системную логику в процессе изучения учебных дисциплин.

Записаться на курс