КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

О КАФЕДРЕ

Кафедра русского языка и культуры речи

Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному.

Н.М. Карамзин

Кафедра русского  языка и культуры речи сформировалась внутри  кафедры общеобразовательных  дисциплин Российской академии правосудия. 23 июня 2014 года ректором Российской академии правосудия В.В. Ершовым был  издан  приказ № 304 о создании  в структуре академии кафедры русского языка и культуры речи «в связи с необходимостью преподавания русского языка и культуры речи на факультетах повышения квалификации и переподготовки судей, в магистратуре, на факультетах  подготовки специалистов для судебной системы очной и заочной форм обучения,  а также на факультете непрерывного образования». 

Кафедра русского языка и культуры речи занимает особое место  в структуре университета,  являясь  одной из  университетских  кафедр.

         Целью работы кафедры является организация процесса обучения русскому языку, культуре речи, литературе и сопутствующим дисциплинам во  всех  подразделениях  Российского  государственного университета правосудия.

         Преподаватели кафедры осуществляют следующие виды деятельности:

- организуют учебно-методическую,  научно-исследовательскую  работу со студентами ФНО, юридического,  экономического факультетов по  дисциплинам:

«Русский язык»,

«Русский язык и культура речи», 

«Риторика»,

«Письменная речь юриста», 

«Русский язык в деловой документации», 

«Литература»;

- организует учебную работу с магистрантами по программам:

 «Педагогика и психология высшей школы»,

 «Письменная речь юриста»,

 «Коммуникационные технологии  в управлении»;

- читают  лекции слушателям ФПК:  секретарям и помощникам судей, руководителям аппаратов судов, впервые назначенным судьям,  судьям-цивилистам,  судьям,  ведущим уголовные дела, помощникам судей  Верховного Суда;

- работают  с аспирантами по программе «Педагогика и психология высшей школы»;

- обучают профессорско-преподавательский состав академии по программе «Современные психолого-педагогические основы образовательного  процесса в вузе».

Приоритетными направлениями деятельности кафедры являются:

- развитие кадрового  потенциала кафедры;

- учебная и учебно-методическая работа;

- научно-исследовательская работа;

- организация научно-исследовательской работы студентов;

- воспитательная работа;

- взаимодействие кафедры с внешними организациями;

- инновационная деятельность кафедры;

- материально-техническое обеспечение кафедры.

Наш девиз: «Мы за грамотную Россию!»

Работники кафедры

Новикова Лариса Ивановна,

заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, доцент

Часы приема - вторник 10.00-14.00;

Кабинет:№ 1415

Ильина Анна Александровна,

главный специалист кафедры

Телефон:(495) 332-55-86, (495) 332-55-87

Кабинет:№ 1415

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Новикова Лариса Ивановна

Заведующий кафедрой русского языка и культуры речи доктор педагогических наук, доцент

В Российском государственном университете правосудия с 2004 года. Областью научных интересов являются проблемы юридической лингвистики, интегративные исследования по методике преподавания русского языка, опирающиеся на связи с культурно-исторической педагогикой, психологией, лингвистикой. Автор около 200 научных и учебно-методических работ, из них 2 монографии, около 50 пособий для школы и вуза, учебников, учебных пособий по орфографии, пунктуации, подготовке к ЕГЭ. Преподает русский язык, культуру речи студентам 1и 2 курсов ФНО, читает лекции на факультете повышения квалификации, судьям и сотрудникам Верховного Суда Российской Федерации, дисциплину «Педагогика и психология высшей школы» аспирантам.

Соловьёва Наталья Юрьевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат искусствоведения

 В Российском государственном университете правосудия с 2005 года. Является автором свыше 30 научных публикаций по проблемам преподавания русского языка, учебных пособий по орфографии, пунктуации, а также пособий, ориентированных на подготовку школьников к Единому государственному экзамену и обучению орфографии. Сфера научных интересов – особенности построения современного урока с использованием информационных технологий, методика подготовки абитуриентов к ЕГЭ. На протяжении ряда лет является экспертом ЕГЭ по русскому языку. На кафедре отвечает за методическую работу, является председателем предметно-методической группы по русскому языку.

Грибанская Елена Эдуардовна

Профессор кафедры русского языка и культуры речи кандидат педагогических наук, доцент

Педагогический стаж - 35 лет. В Российском государственном университете правосудия с 2010 года. Преподаёт русский язык и культуру речи. Является оппонентом и рецензентом многих кандидатских диссертаций по методике русского языка, педагогике и психологии. Руководит научными исследованиями студентов. Имеет более 100 публикаций, среди которых монографии, научные статьи, учебные и учебно-методические пособия по русскому языку, культуре речи, риторике для школьников и студентов, методике преподавания русского языка. В течение последних лет совмещает преподавательскую деятельность с организацией и проведением научно-методических семинаров и международных конференций в Российском государственном университете правосудия. Является председателем предметно-методической группы по русскому языку и культуре речи.

Кузнецова Татьяна Евгеньевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат педагогических наук 

На кафедре с 2006 года. Ведет занятия со студентами факультета непрерывного образования по дисциплине «Русский язык и культура речи», магистрантами по дисциплине «Письменная речь юриста». Читает лекции судьям на факультете повышения квалификации. Является одним из авторов учебника «Школьная риторика» для 7-8 классов. Опубликовала более 10 научных статей и учебных, учебно-методических пособий по методике преподавания русского языка и риторики. На кафедре курирует воспитательную работу и проекты по культуре речи.

 

Абрамова Александра Анатольевна
Преподаватель кафедры русского языка и культуры речи

Выпускница Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

С 2010 года работает в школе-интернате для одаренных детей «Интеллектуал». С 2015 года ведет дисциплину «Литература» для учащихся 1 курса факультета непрерывного образования Российского государственного университета правосудия.

Имеет ряд публикаций, связанных не только с литературоведческим анализом произведений, но так же работы переводческого характера с английского и французского языков. Для учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы разработала собственную авторскую программу дополнительного образования «Волшебный мир сказки».

Фысина Ульяна Николаевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат филологических наук

В Российском государственном университете правосудия  с 2009 года. Преподаёт литературу.Руководит предметно-методической группой по литературе. Педагогический стаж более тринадцати лет. В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по русскому языку. Является автором ряда научных статей в журналах «Русская речь» и «Русский язык в школе», посвящённых словообразованию, стилистике, а так же методике преподавания дисциплин «Литература» и «Русский язык». Работает в соавторстве над созданием учебных пособий по русскому языку и литературе. В 2014 г. получила дополнительное образование по программе «Преподавание русского языка как иностранного» в МГУ. Разработала магистерскую программу «Коммуникационные технологии в управлении».

 

Брадецкая Ирина Геннадьевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат педагогических наук

Выпускница филологического факультета Московского педагогического государственного университета. В Российском государственном университете правосудия работает с 2004 г. В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию по педагогике и начала работать на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин. С 2014 года преподает на кафедре русского языка и культуры речи дисциплины «Русский язык и культура речи», «Риторика». Автор программ и учебно-методических комплексов для студентов очной и заочной формы обучения, ряда статей. Область научных интересов: этикетное речевое поведение в официально-деловой сфере общения. Руководит предметно-методической группой по русскому языку и культуре речи (бакалавриат).

 

Никулищина Елена Иосифовна

Старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи

В Российском государственном университете правосудия с 2004 года. С 2007 года – преподаватель кафедры сначала общеобразовательных дисциплин, а затем кафедры русского языка и культуры речи. На протяжении ряда лет являлась специалистом по учебной работе на ФНО, являлась куратором курсов. Работала на экспериментальной площадке в рамках проекта модернизации содержания педагогического образования. Участник и призер конкурса «Учитель года». Имеет грамоты Министерства образования РФ. На протяжении ряда лет работает с абитуриентами на подготовительных курсах.

 

Абрамова Мария Львовна

Старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи

Педагогический стаж 24 года. Почетный работник общего образования РФ. В Российском государственном университете правосудия с 2014 года преподает русскую литературу. Автор ряда статей по методике преподавания русского языка и литературы, игровых лингвистических заданий. Область научных интересов - методика преподавания русского языка с использованием материалов Национального Корпуса русского языка,  методика подготовки к ЕГЭ, организация проектно-исследовательской деятельности студентов. На протяжении ряда лет является экспертом ЕГЭ, членом жюри филологических конференций школьников, является специалистом по подготовке учащихся ко Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе

Публикации (за последние 3 года)

ФИО преподавателя Опубликованные работы за последние 3 года
1. Новикова Л.И. К вопросу о классификациях текстов, используемых для обучения студентов РАП, и особенностях работы с ними // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. - М.: РАП, 2014. - С. 68-90
2. Новикова Л.И. Нестандартные занятия в вузе как средство формирования интереса к языку и профессии // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. М.: РАП, 2014. С. 12 – 26.
3. Новикова Л.И. Методы формирования ценностного отношения к слову//Проблемы современного филологического образования в школе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М., ГБОУ ВПО АСОУ, 2013. - С. 13-23.
4. Новикова Л.И.,
Грибанская Е.Э.
Генезис лингвистической компетенции в современном образовательном пространстве // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор успешного азвития личности». – Брянск: изд-во Ширко Е.Е., 2014. – с. 108-113.
5. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Правописание окончаний различных частей речи: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы») Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. – 94с (3 п.л.).
6. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание приставок: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. – 94 с. (3 п.л.).
7. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание суффиксов: 6-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. - 111с. (3,5 п.л.).
8. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание согласных и гласных в корне слова: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. – 126 с. (4 п.л.).
9. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание гласных после шипящих и ц: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»).Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. – 93 с. (3 п.л.).
10. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание окончаний различных частей речи: 5-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. – 94 с. (3 п.л.).
11. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание приставок: 5-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен». – 2014. – 94 с. (3 п.л.).
12. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Правописание суффиксов: 6-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен». – 2014. – 111 с. (3,5 п.л.). Правописание согласных и гласных в корне слова: 5-9 классы.
13. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. – 126 с. (4 п.л.).
14. Новикова Л.И.,
Соловьева Н.Ю.
Правописание гласных после шипящих и ц: 5-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»). Учебное пособие. - Москва, издательство «Экзамен», 2014. – 93 с. (3 п.л.).
15. Новикова Л.И.,
Кузнецова Т.Е.
Современные психолого-педагогические основы образовательного процесса в вузе. Задания и методические рекомендации. - Москва, РАП, 2014. – 78 с. (3 п.л.).
16. Соловьева Н.Ю.  Аудиторная самостоятельная работа студентов 1 курса на практических занятиях по русскому языку. / Гуманитарная культура как фактор успешного развития личности. - Брянск: РЭУ, Брянский филиал, 2014.- с. 200-204.
17. Соловьева Н.Ю. Соловьева Н.Ю. Элементы дистанционного обучения при организации внеаудиторной самостоятельной работы в свете формирования профессиональных  компетенций студентов./ Организация учебной и воспитательной работы в вузе.- Москва, РАП, 2014. - Выпуск 3. С.148-156.
18. Соловьева Н.Ю. Интерактивная лекция в процессе обучения русскому языку/ Организация учебной и воспитательной работы в вузе.- Москва, РАП, 2014. -Вып. 4 с. 76-82.
19. Новикова Л.И.,
Грибанская Е.Э.
Правильная речь – признак профессионализма // Образовательные технологии: Журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высшего и среднего профессионального обучения. – 2014. - № 4. – С. 107-118.
20. Новикова Л.И.,
Грибанская Е.Э.
Прививка против лексических ошибок//Образовательные технологии: Журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высшего и среднего профессионального обучения..- 2015.-№1.- С.128-148.
21. Грибанская Е.Э. Русский язык Учебно-методическое пособие для слушателей заочных подготовительных курсов. - Российской академии правосудия. М.: РАП, 2013.- 96с.
22. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №1. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2013.-16с.
23. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №2. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2013.- 20с.
24. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №3. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2013.- 30с.
25. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №4. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2013.- 32с.
26. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №5. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2013.- 18с.
27. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №6. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2013.- 18с.
28. Грибанская Е.Э. Русский язык. Учебно-методическое пособие для слушателей заочных подготовительных курсов Российской академии правосудия. - М.: РАП, 2014.- 111с.
29. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №1. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2014.-24с.
30. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №2. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2014.-22с.
31. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №3. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2014.- 12с.
32. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №4. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2014.-18с.
33. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №5. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2014.-24с.
34. Грибанская Е.Э. Контрольная работа №6. Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительного отделения РАП. - М.: РАП, 2014.-14с.
35. Грибанская Е.Э. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Практикум: Учебно-практическое пособие.- М.: РГУП, 2014.- 86с.
36. Грибанская Е.Э. В педагогике, как в медицине: не навреди // Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово – история – искусство» Москва, МПГУ 21 марта 2013. - М: МПГУ, 2013. – С. 57-63.
37. Грибанская Е.Э. Сходство и различие в методике проведения нетрадиционных учебных занятий на 1 и 2 курсах ФНО// Внутривузовский научно-методический семинар «Профессиональная ориентация в процессе преподавания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» Москва, РАП - 24 января 2013. - М: РАП, 2014.- С. 27-31.
38. Грибанская Е.Э. Формирование духовно-нравственных ценностей при обучении родному языку/ Межрегиональная научно-практическая конференция «Филологическое образование школьников в условиях реализации ФГОС Москва» Академия социального управления 7 мая 2013. - М: АСУ, 2014. – С. 36-42.
39. Грибанская Е.Э. Формирование морально-нравственных качеств будущих юристов в процессе работы над текстом/ Внутривузовский научно-методический семинар «Профессиональная ориентация в процессе преподавания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин». - М: РАП, 2014.- С. 91-99.
40. Грибанская Е.Э. Организация исследовательской работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»/ Внутривузовский научно-методический семинар Профессиональная ориентация в процессе преподавания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. - М: РАП, 2014.-С. 143-148.
41. Грибанская Е.Э. Инновационные технологии обучения, или хорошо забытое старое/ Материалы Международной научно-методической конференции «Формы и методы интерактивного обучения». - М.: РГУП, 2015.- С. 69-76.
42. Михалкин Н.В.,
Брадецкая И.Г.
Новое и традиционное в методике преподавания юриспруденции при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. М., МГОУ, 2014. - 224 с. (Серия: Профессиональное образование).
43. Фысина У.Н. Совершенствование общеучебных умений и навыков студентов 1 курса ФНО РАП как аспект формирования профессиональных компетенций// Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 3. – М.: РАП, 2014.
44. Никулищина Е.И. Особенности отбора дидактического материала с целью осуществления профессиональной ориентации обучающихся в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 3. – М.: РАП, 2014. С. 135-139.
45. Абрамова М.Л. Индивидуальная образовательная траектория школьника как одна из форм профессиональной ориента/ Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Материалы III Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Санкт-Петербург, 10–13 октября 2012 г. / Сост.: Е. Е. Юрков, Л. В. Московкин, Т. И. Попова. — В 2 т. — Т. 2. — СПб.: Изд. дом «МИРС», 2012.
46. Абрамова М.Л. Использование возможностей Национального корпуса русского языка при формировании лингвистической компетенции школьников / Научно-методические идеи Н.М. Шанского в развитии и перспективе: к 90-летию со дня рождения ученого: коллективная монография / науч. ред. и сост. проф. А.Д. Дейкина, доц. В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2012
47. Абрамова М.Л. Абрамова М.Л. Мониторинг образовательной деятельности школьника и его индивидуальное планирование: помощь в профессиональной ориентации/Вестник образования, 2013.

Научная деятельность кафедры

Кафедра русского языка и культуры речи была образована в июне 2014 года, сотрудники набраны в сентябре 2014 года. Хотя кафедра русского языка и культуры речи работает 3 месяца, можно говорить о том, что на кафедре собран научный коллектив, обладающий хорошим потенциалом.

Преподаватели кафедры русского языка и культуры речи ведут научно-исследовательскую деятельность, ориентированную на разные категории обучающихся Российского государственного университета правосудия: для абитуриентов, школьников 5-9 классов, студентов РГУП всех факультетов, в том числе и ФНО), для профессорско-преподавательского состава Университета.

За 2014 год профессорско-преподавательским составом кафедры опубликовано

- 14 статей (общий объем около 6 п.л.);

- 18 учебных, учебно-практических, учебно-методических пособий:

Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. – 10 пособий по орфографии для школы (общий объем 66 п.л.);

Новикова Л.И., Кузнецова Т.Е., Михалкин Н.В. – 1 пособие для профессорско-преподавательского состава РГУП (общий объем около 6 п.л.);

Грибанская Е.Э. – 7 пособий для абитуриентов РГУП (общий объем 18,6 п.л.)

Преподаватели кафедры принимали участие в организации конференций и иных научных мероприятий, в том числе:

Старший преподаватель Абрамова М.Л. организовала Всероссийский проект «Путь к олимпу!», представляющий собой ряд тренингов по подготовке к всероссийским олимпиадам школьников, а также организацию и проведение тренинга по литературе.

Находясь в составе кафедры общеобразовательных дисциплин, преподаватели нашей кафедры организовали:

1) Международную научно-методическую конференцию «Формы и методы интерактивного обучения» (организатор к.п.н., доц. Грибанская Е.Э.);

2) Внутривузовскую студенческую конференцию «Роль и значение общеобразовательных дисциплин в профессиональной деятельности» (организатор д.п.н., доц. Новикова Л.И.).

Преподаватели кафедры принимали участие в конференциях, семинарах, проводимых как в Российской Федерации, так и за рубежом: В Латвии (Рига), в Крыму (Джанкой), в Израиле (Тель-Авив).

Перечень дисциплин

Кафедра русского языка и культуры речи обеспечивает преподавание ряда дисциплин.

На факультете непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы:

  • русский язык;
  • литература;
  • русский язык и культура речи.

На юридическом и экономическом факультетах подготовки специалистов для судебной системы с высшим профессиональным образованием:

  • Русский язык и культура речи;
  • Риторика;
  • Русский язык в деловой документации.
  • Культура делового общения.

Для аспирантов:

  • Педагогика и психология высшей школы.

Для магистрантов

- читаются дисциплины:

  • Коммуникационные технологии в управлении;
  • Письменная речь юриста.

- подготовлены программы:

  • Юридическая лингвистика;
  • Теория и практика делового общения;
  • Педагогика и психология высшей школы;
  • Методика правового обучения и воспитания;
  • Методика написания научных статей;
  • Интерактивные методы обучения;
  • Русский язык в деловой документации.

Перечень лекций

Для факультета повышения квалификации:

  • Культура речи как часть профессиональной компетенции судьи.

Для судей и работников Верховного Суда РФ

  • Некоторые грамматические ошибки в юридических документах и пути их устранения.
  • Лексические ошибки в юридических текстах.

График открытых уроков на 2014-2015 учебный год

№ п/п Тематика открытых занятий Сроки исполнения Преподаватель
1 Грамматические нормы (занятие в форме деловой игры). Ноябрь 2014 Кузнецова Т.Е.
2 Местоимение как часть речи. Январь 2015 г. Новикова Л.И.
3 Тема будет определена позднее. Апрель 2015 г. Абрамова М.Л.

Научные студенческие кружки