RSUJ International Moot Court and Mediation Competition

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

О КАФЕДРЕ

Кафедра русского языка и культуры речи

Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному.

Н.М. Карамзин

Кафедра русского  языка и культуры речи сформировалась внутри  кафедры общеобразовательных  дисциплин Российской академии правосудия. 23 июня 2014 года ректором Российской академии правосудия В.В. Ершовым был  издан  приказ № 304 о создании  в структуре академии кафедры русского языка и культуры речи «в связи с необходимостью преподавания русского языка и культуры речи на факультетах повышения квалификации и переподготовки судей, в магистратуре, на факультетах  подготовки специалистов для судебной системы очной и заочной форм обучения,  а также на факультете непрерывного образования». 

Кафедра русского языка и культуры речи занимает особое место  в структуре университета

         Целью работы кафедры является организация процесса обучения русскому языку, культуре речи, литературе и сопутствующим дисциплинам во  всех  подразделениях  Российского  государственного университета правосудия.

         Преподаватели кафедры осуществляют следующие виды деятельности:

- организуют учебно-методическую,  научно-исследовательскую  работу со студентами ФНО, юридического,  экономического факультетов по  дисциплинам:

«Русский язык», 

«Русский язык и культура речи»,  

«Риторика», 

«Письменная речь юриста»,  

«Русский язык в деловой документации»,  

«Литература»;

- организует учебную работу с магистрантами по программам:

 «Педагогика и психология высшей школы», 

 «Письменная речь юриста», 

- читают  лекции слушателям ФПК:  секретарям и помощникам судей, руководителям аппаратов судов, впервые назначенным судьям,  судьям-цивилистам,  судьям,  ведущим уголовные дела, помощникам судей  Верховного Суда;

- работают  с аспирантами по программе «Педагогика и психология высшей школы»;

- обучают профессорско-преподавательский состав академии по программе «Современные психолого-педагогические основы образовательного  процесса в вузе».

Приоритетными направлениями деятельности кафедры являются:

- развитие кадрового  потенциала кафедры;

- учебная и учебно-методическая работа;

- научно-исследовательская работа;

- организация научно-исследовательской работы студентов;

- воспитательная работа;

- взаимодействие кафедры с внешними организациями;

- инновационная деятельность кафедры;

- материально-техническое обеспечение кафедры.

Наш девиз: «Мы за грамотную Россию!»

 

Приоритетными направлениями деятельности кафедры являются:

- развитие кадрового  потенциала кафедры;

- учебная и учебно-методическая работа;

- научно-исследовательская работа;

- организация научно-исследовательской работы студентов;

- воспитательная работа;

- взаимодействие кафедры с внешними организациями;

- инновационная деятельность кафедры;

- материально-техническое обеспечение кафедры.

Наш девиз: «Мы за грамотную Россию!»

Работники кафедры

Новикова Лариса Ивановна,

заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, доцент

Часы приема - вторник 10.00-14.00;

Кабинет:№ 1415

Колдина Галина Анатольевна,

главный специалист кафедры

Телефон:(495) 332-55-86

Кабинет:№ 1415

ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Новикова Лариса Ивановна

Заведующий кафедрой русского языка и культуры речи доктор педагогических наук, доцент

В Российском государственном университете правосудия с 2004 года. Областью научных интересов являются проблемы юридической лингвистики, интегративные исследования по методике преподавания русского языка, опирающиеся на связи с культурно-исторической педагогикой, психологией, лингвистикой. Автор около 200 научных и учебно-методических работ, из них 3 монографии, более 80 пособий для школы и вуза, учебников, учебных пособий по орфографии, пунктуации, подготовке к ЕГЭ. Преподаёт магистрантам дисциплины: «Методика правового  воспитания и обучения», «Педагогика и психология высшей школы»,  «Интерактивные методы обучения»; работает  с аспирантами  по  программе «Педагогика и психология высшей школы»;  читает  лекции на факультете повышения квалификации, судьям и сотрудникам Верховного  суда Российской Федерации. На протяжении  ряда лет  проводит  повышение квалификации  ППС Университета. Работает  в системе дополнительного  образования. Разработала программу переподготовки преподавателей   «Педагогика и психология высшей школы» на 250  час.,  в рамках  которой читает  дисциплины: «Педагогика высшего профессионального образования», «Культура речи  преподавателя высшей школы. Мастерство публичного выступления».

Грибанская Елена Эдуардовна

Профессор кафедры русского языка и культуры речи кандидат педагогических наук, доцент

В Российском государственном университете правосудия с 2010 года. Преподаёт русский язык студентам ФНО. Участвует в реализации программы подготовки научно-педагогических кадров в вузе. Читает лекции на факультете повышения квалификации, судьям и сотрудникам Верховного Суда Российской Федерации. Является оппонентом и рецензентом многих кандидатских диссертаций по методике русского языка, педагогике и психологии. Руководит научными исследованиями студентов. Имеет около 200 публикаций, среди которых монографии, научные статьи, учебные и учебно-методические пособия по русскому языку, культуре речи, риторике для школьников и студентов, методике преподавания русского языка. В течение последних лет совмещает преподавательскую деятельность с организацией и проведением научно-методических семинаров и международных конференций в Российском государственном университете правосудия. Является председателем предметно-методической группы по русскому языку. Принимает активное участие в организации и проведении Всероссийской олимпиады школьников «Фемида».

Шутая Наталья Константиновна

Профессор кафедры русского языка и литературы, доктор филологических наук,  доцент

В Российском государственном университете с конца 2016 года. Сфера научных интересов – теория литературы, современные технологии в образовании, риторика. Педагогический стаж составляет 35 лет. Кандидатская и докторская диссертации были подготовлены и успешно защищены на кафедре теории литературы филологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова. Имеет дополнительное образование по специальности «психолог-практик» (диплом о переподготовке психологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова) . Автор более 100 публикаций, в том числе монографий, научных и учебно-методических пособий и статей. Преподаёт литературу на 1 курсе ФНО. На кафедре отвечает за подготовку студенческих конкурсов по литературе, выступает рецензентом научных работ.

Кузнецова Татьяна Евгеньевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат педагогических наук 

В Российском государственном университете правосудия с 2006 года. Ведёт занятия со студентами факультета непрерывного образования по дисциплине «Русский язык и культура речи», магистрантами по дисциплине «Письменная речь юриста». Читает лекции судьям на факультете повышения квалификации. Является одним из авторов учебника «Школьная риторика» для 7-8 классов, автором образовательного проекта «Я сказал!». Опубликовала более 20 научных статей и учебных, учебно-методических пособий по методике преподавания русского языка и риторики. На кафедре курирует воспитательную работу и проекты по культуре речи.

 

Брадецкая Ирина Геннадьевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат педагогических наук

Педагогический стаж - более 17 лет. В Российском государственном университете правосудия работает с 2004 г. В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию по педагогике в МПГУ и начала работать на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин. С 2014 года преподаёт на кафедре русского языка и культуры речи дисциплины «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Юридическая лингвистика». Имеет опыт преподавания на факультете повышения квалификации судей. Автор учебных пособий, практикумов, статей по методике преподавания русского языка и риторики,  а также программ и учебно-методических комплексов для студентов очной и заочной формы обучения. Область научных интересов: этикетное речевое поведение в официально-деловой сфере общения. Руководит предметно-методической группой по русскому языку и культуре речи (бакалавриат).

 

Румянцева Ольга Олеговна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат искусствоведения.

 В Российском государственном университете правосудия с 2016 года. Является автором ряда научных и научно-популярных публикаций, посвящённых вопросам культуры, проблемам преподавания русского языка и культуры речи в высшей школе. Сфера научных интересов – нормы современного литературного языка и их реализация в речи юриста. На кафедре курирует учебно-методическую работу по дисциплине «Теория и практика делового общения».

Соловьёва Наталья Юрьевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат искусствоведения

В Российском государственном университете правосудия с 2005 года. Преподаёт русский язык, риторику. Руководит научными исследованиями студентов, работает с аспирантами. Является автором свыше 50 научных публикаций по проблемам преподавания русского языка, учебных пособий по орфографии, пунктуации, культуре речи, риторике. Сфера научных интересов – культура речи юриста. На кафедре курирует учебно-методическую работу по дисциплине «Русский язык в деловой документации юриста».

Береснева Людмила Николаевна

 Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат педагогических наук.

В Российском государственном университете правосудия с 2016 года. Преподаёт русский язык, культуру речи, литературу. Руководит научными исследованиями студентов. Является автором более 30 учебно-методических публикаций, 11 учебных пособий, в том числе и по проблемам преподавания русского языка как иностранного. Автор двух художественных книг, член Российского союза писателей. Сфера научных интересов – методика преподавания русского языка, методика РКИ. На кафедре курирует учебно-методическую работу по дисциплинам «Русский язык и литература. Русский язык» и «Русский язык и литература. Литература» на 1 курсе ФНО по направлению подготовки 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

Фысина Ульяна Николаевна

Доцент кафедры русского языка и культуры речи, кандидат филологических наук

В Российском государственном университете правосудия с 2009 г. Преподаёт литературу и риторику, разработала курс «Коммуникационные технологии в управлении» для магистратуры. Руководит научными исследованиями студентов, работает с аспирантами. Является автором ряда научных статей, посвящённых русскому словообразованию, стилистике, методике преподавания дисциплин «Литература» и «Русский язык», нескольких учебных пособий. Руководит предметно-методической группой по литературе. 

 

Никулищина Елена Иосифовна

Старший преподаватель кафедры русского языка и культуры речи

 В Российском государственном университете правосудия с 2004 года. С 2007 г. – преподаватель кафедры сначала  общеобразовательных дисциплин, а затем кафедры русского языка и культуры речи. На протяжении ряда лет являлась специалистом по учебной работе на ФНО, была куратором курсов. Работала на экспериментальной площадке в рамках проекта модернизации содержания педагогического образования. Автор ряда научных статей; учебно-методического пособия для учителей школы. Руководит научной деятельностью студентов. Участник и призер конкурса «Учитель года». Имеет грамоты Министерства образования РФ. Более семи лет работает с абитуриентами на подготовительных курсах.

 

Публикации (за последние 3 года)

2015

Научные статьи

  1. Новикова Л. И., Грибанская Е. Э. Прививка против лексических ошибок // Образовательные технологии. – М.: 2015. № 1. С. 128–146.
  2. Новикова Л. И., Грибанская Е. Э. «Культурные традиции» имени существительного // Образовательные технологии. – М.: 2015. № 2. - С. 119–133.                              0,489
  3. Грибанская Е.Э. Иди туда – не знаю куда, или Как склонять топонимы // Образовательные технологии. – М.: 2015. №4. - С. 121-135.                                0,489
  4. Новикова Л.И. Почти шекспировский вопрос: склонять или не склонять//Образовательные технологии. – 2015. - №3. – С. 121 – 148.
  5. Грибанская Е.Э. Инновационные технологии обучения, или хорошо забытое старое // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 4. М.: РГУП, 2015. С. 69-76.
  6. Грибанская Е.Э. Формирование истинных ценностей в процессе преподавания русского языка// Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 5. - М.: РГУП, 2015. С. 34-39.
  7. Грибанская Е.Э., Никитина Е.С. Дифференцированное обучение как средство активизации научной и учебной деятельности студентов // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 5. - М.: РГУП, 2015. С. 216-222.
  8. Новикова Л.И. Интерактивные формы и методы внеаудиторной работы со  студентами  // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РАП, 2015. - С. 11-21.
  9. Новикова Л.И. Защита от бездуховности: важнейшие категории образования на современном этапе // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. -   М.: РАП, 2015. – С. 9-20.
  10. Соловьева Н.Ю. Интерактивная лекция в процессе обучения русскому языку// Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 4. - М.: РГУП, 2015. – С. 76-82.
  11. Соловьева Н.Ю. Дифференцированный подход  в процессе изучения орфографических  тем по  русскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. - М.: РГУП, 2015. С. 185-191.                                                             
  12.  Никулищина Е.И. Формирование коммуникативной компетенции у студентов в процессе преподавания дисциплины Русский язык и культура речи // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. – С. 415-419.
  13. Береснева Л.Н. Использование литературного творчества на занятиях по культуре речи // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. Сборник статей по материалам 7 Всероссийской научно-практической конференции (27 марта 2015 г.) - Нижний Новгород, 2015 - С. 23-26

 

  1.  Фысина У.Н. Речевая составляющая коммуникативных  технологий в управлении: методы и приемы работы // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 5. – М.: РГУП, 2015. С. 327-335.                                                                                                

 

Учебные пособия для студентов ФНО, школы

1. Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Правопис. наречий. 5–9 кл.: (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебно-методическое пособие  ФГОС. - М.: Экзамен, 2015. – 96 с.

2. Новикова Л. И., Соловьева Н. Ю. Правопис. наречий. 5–9 кл.: (Серия «Сложные темы»): Учебно-методическое пособие  ФГОС. - М.: Экзамен, 2015. – 96 с.

3. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Слитное и раздельное написание слов. 5–9 кл. (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебно-методическое пособие  ФГОС. -       М.: Экзамен, 2015. – 112 с.

4. Новикова Л. И., Соловьева Н. Ю. Слитное и раздельное написание слов. 5–9 кл. (Серия «Сложные темы»):       Учебно-методическое пособие  ФГОС. - М.: Экзамен, 2015. – 112 с.

5. Новикова Л. И., Соловьева Н. Ю. Употребление твёрдого  и мягкого знаков. 5–9 кл. (Серия «Сложные темы»): Учебно-методическое пособие  ФГОС. - М.: Экзамен, 2015. – 112 с.

6. Новикова Л. И., Соловьева Н. Ю. Употребление твёрдого  и мягкого знаков. 5–9 кл. (Серия «Сложные темы»): Учебно-методическое пособие  ФГОС. - М.: Экзамен, 2015. – 112 с.

7. Новикова Л. И., Соловьева Н. Ю. Правописание окончаний различных  частей речи: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 94 с.

8. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание приставок: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 94 с.

9. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание суффиксов: 6-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 111 с.

10. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание согласных  и гласных  в корне слова: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 126 с.

15. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание гласных  после шипящих  и ц: 5-9 классы. ФГОС (серия «Сложные темы»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 93 с.

11. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание окончаний различных  частей речи: 5-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен»,         2015. – 94 с. 

12. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание приставок: 5-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. – М.:  «Экзамен», 2015. – 94 с.

13. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание суффиксов: 6-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 111 с.

14. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание согласных  и гласных  в корне слова: 5-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен»,         2015. – 126 с.

15. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание гласных  после шипящих  и ц: 5-9 классы. ФГОС (серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 93 с.

16. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание не и ни. 5–9 кл. (серия «Учебно-методический комплект»):    Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. – 128 с.

17. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Правописание не и ни. 5–9 кл. (серия «Сложные темы»): Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2015. -  128 с.

Учебники для студентов вузов

1. Новикова Л.И. Язык и культура на уроках русского языка в 5-9 классах [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 492 с.

Учебные пособия для аспирантов

1. Новикова Л.И. Педагогика и психология высшей школы: программа и материалы к лекционным и семинарским занятиям    [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для аспирантов  (серия «Методика»). – М.:  РГУП, 2015. – 182 с.

 

2016

Научные статьи

  1. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Его величество грамматический закон, или некоторые трудности в употреблении прилагательных, числительных, местоимений // Образовательные технологии. – 2016, №1 - С.123-138.
  2. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. «Чуду-юду я и так победю»: грамматическое сражение с глаголами и их формами // Образовательные технологии. – 2016, №2 - С. 125-139.
  3. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Словесные кружева, или нормы согласования и управления  // Образовательные технологии. – 2016, №3 - С. 130-143.
  4. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Трудности употребления простых и сложных предложений: просто о сложном  // Образовательные технологии. – 2016, №4 - С. 130-144.
  5. Грибанская Е.Э. Коммуникативные учебные дисциплины против философии ненависти // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 6. – С.62-67. М.: РГУП                                      2016                                                  С.62-67                         0,4
  6. Никитина Е.С., Грибанская Е.Э. Метапредметные связи в процессе освоения научной терминологии // Организация учебной и воспитательной работы в вузе  Выпуск 6. – С. 66-76.                        
  7. Новикова Л.И. Проблема понимания и интерпретации текстов как ключевой вопрос успешной коммуникации в учебном процессе // Организация учебной и воспитательной работы в вузе  Выпуск 6. - М.: РГУП, 2016. - С.318-327.
  8. Новикова Л.И. Терминологический хаос современного образования: методические пути выхода из  лабиринта // Организация учебной и воспитательной работы в вузе  Выпуск 6. -М.: РГУП, 2016. - С.328-339.
  9. Новикова Л.И. От  «поколения пепси» к «поколению  гаджетов»: слом традиционных  представлений об обучении // Организация учебной и воспитательной работы в вузе.  Выпуск 6. - М.: РГУП, 2016. - С.340-349.
  10. Соловьева Н.Ю. «Особенности преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации юриста» для слушателей магистерских программ РГУП» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе  Выпуск 6. - М., РГУП, 2016. – С. 119 – 125.
  11. Соловьева Н.Ю. «Дистанционное обучение как инновационная форма преподавания предметов гуманитарного цикла» // Наука и образование в современном мире: Выпуск №4. - Караганда, «Болашак», 2016. С. 211-218.
  12. Соловьева Н.Ю. «Проектная деятельность выпускника школы и студента как необходимое условие развития их творческих способностей» // Проблемы творческого развития личности в системе школьного образования. Сборник статей по материалам III научно-практического семинара 31 марта 2016 г. - М., ИХОиК РАО, 2016. С. 198-201.        0,25

 

  1. Брадецкая И.Г. Методика работы над речевым портретом личности в процессе изучения коммуникативных дисциплин в вузе // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып.6.- М.: РГУП, 2016. С. 101 – 106.
  2. Брадецкая И.Г.  Сленговые единицы в современной компьютерной терминологии // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып.6. – М.: РГУП, 2016. С. 306-312.
  3. Брадецкая И.Г.                   Гаджет как средство повышения эффективности учебного занятия: из опыта проведения лекций и семинаров по дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Риторика» // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып.6.. – М.: РГУП, 2016. С. 355 – 362.
  4. Никулищина Е.И . Особенности преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в полиэтнических группах» // «Организация учебной и воспитательной работы в вузе». Выпуск 6. – М.: РГУП, 2016.  С. 411 – 416.
  5. Никулищина Е.И. Использование гаджетов как необходимое условие повышения  эффективности процесса обучения русскому языку и культуре речи в вузе //Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Выпуск 6. - М.: РГУП, 2016. – С. 405 – 408.
  6. Фысина У.Н.       Работа с термином как основа формирования профессионального лексикона студента //       Сборник материалов университетских научно-практических конференций «Информационное пространство современного спорта: социокультурные и лингвистические аспекты» и «Спорт в пространстве культуры и социальных коммуникаций» под общей редакцией И.Ю. Люлевич и М.В. Аверьяновой       Москва,  РГУФКСМиТ. – М.:        2016. - С. 101-105.
  7. Фысина У.Н.       Методика работы с текстом для студентов, не являющихся носителями русского языка // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. - Вып. 6. М.: РГУП, 2016. – С. 198 – 206.
  8. Фысина У.Н.       Работа с термином как приём формирования общекультурных компетенций студента // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. - Вып. 6. – М.: РГУП, 2016. – С. 312 – 317.
  9. Фысина У.Н., Лебедева Е.С. Математический термин в дискурсивном пространстве// Практический дискурс высшей школы / Сборник докладов Международной научно-практической конференции (г. Брянск, 1 декабря 2016 года) // Гл. ред. докт. социол. н., проф. В.И. Гостенина. – Брянск: РИО БГУ, 2016. - 156 с. – С. 53-57.
  10.  Шутая Н.К. The Urban Text Of E.T.A. Hoffmann: The Stories “The Golden Pot”, “The Deserted House” And The Novel “The Devil's Elixirs”(соватор. Mishina L.A., Skorokhodova E.Y., Lytkina O.I., Aleshina L.N)//.International Journal of Applied Linguistics and English Literature. 2016. Т. 5. № 5. С. 153-157. ISSN 2200-3592 (Print), ISSN 2200-3452 (0,3 п.л.)
  11.  Шутая Н.К.Типология пространственных символов в художественном тексте // Язык и литература в научном диалоге. Филология в научном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. Вып. 3. Ижевск–Гранада: Издательский центр «Удмуртский университет» – «Universidad de Granada». Ижевск – Гранада, 2016. – 170 с.  С. 84-87 ISBN 978-5-4312-0432-6 ISBN 978-84-338-5972-3 (0,3 п.л.)
  12.  Шутая Н.К. Автокоммуникация как особый тип коммуникации в художественных текстах //  Актуальные проблемы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: доклады и сообщения на научно-практической конференции. М.: МФЮА, 2016. С. 195-208 (0,6 п.л.) ISBN 978-5- 94811-235-0
  13. Шутая Н.К. Использование дидактических возможностей практического дискурса для решения образовательных задач дисциплины «Русский язык и культура речи»// Практический дискурс высшей школы: Сборник докладов Международной научно-практической конференции.  Брянск - 2016          ISBN: 978-5-9734-0257-0 (0,6 п.л.) С. 57-59.
  14.  Шутая Н.К. Типологическое и характерологическое в образах иностранцев у русских писателях // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей международной научно-практической конференции Уфа, 2016. С. 83-88. (0,3 п.л.)  ISBN: 978-5-906887-88-7

 

 

Учебные пособия для студентов ФНО, школы

 

1. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. 5-9 классы (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2016. – 96 с.

2. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. 5-9 классы (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2016. – 96 с.

3. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. 6-9 классы (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2016. – 96 с.

4. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. 6-9 классы (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2016. – 96с.

5. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю.       Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен»,    2016. – 160 с.

6. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Пунктуация в простых и сложных предложениях с союзом И, с союзом КАК (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 128 с.

7. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительные и выделительные тире (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. -   М.: «Экзамен», 2016. – 112 с.                  

8. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания в простом предложении, осложнённом обособленными членами (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. - 96с.

9. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 160 с.

10. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Пунктуация в простых и сложных предложениях с союзом И, с союзом КАК (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 128 с.

11. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительные и выделительные тире (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 112 с.

12. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания в простом предложении, осложнённом обособленными членами (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 96 с.

13). Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительные и выделительные тире (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 112 с.

14). Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, соединительные и выделительные тире (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 112 с.

15). Знаки  препинания в бессоюзных  сложных  предложениях (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 112 с.

16). Правописание наречий. (Серия «Учебно-методический комплект») : Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 95 с.

17). Правописание наречий. (Серия «Сложные темы) : Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2016. – 95 с.

 

Учебные пособия для преподавателей вузов

 

1.Брадецкая И.Г., Власенко В.Н., Дудко И.А., Кирпичев А.Е., Михалкин Н.В., Цинделиани И.А. Традиционное и инновационное в методике преподавания юридических дисциплин: Учебное пособие для молодых преподавателей. – РГУП, 2016. – 224 с.

 

Справочники для студентов вуза

(вне зависимости от  уровня обучения)

 

1. Правильность русской речи: Справочник по  культуре речи (часть I). – М.: РГУП, 2016. – 216 с.

2. Правильность русской речи: Справочник по  орфографии и пунктуации (часть II). – М.: РГУП, 2016. – 302 с.

 

2017 год

Научные статьи

1. Соловьева Н.Ю. Интерактивная лекция по русскому языку как современная форма обучения // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование в современном мире» 24 февраля 2017 г., Том 4, Караганда. – Караганда: Болашак-Баспа, 2017. – С. 302-305

2. Соловьева Н.Ю. Развитие творческих способностей студентов-бакалавров в процессе изучения предмета «Риторика» // Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник научных статей. Материалы IV научно-практического семинара 30 марта 2017 г., Москва / Сост. Криницына А.В. – М., ИХОиК РАО, 2017. – С.234-240.

 

3. Шутая Н.К., Фысина У.Н. Особенности правового дискурса в русской языковой картине мира //  Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-1 (71). С. 191-192. (ВАК)

 

4. Шутая Н.К., Фысина У.Н. К вопросу о задачах исследования метафор правового дискурса русской классической литературы// Наука: прошлое, настоящее, будущее. / Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 144-147.

 

5. Шутая Н.К. Базисная топология в романе Е. Водолазкина «Лавр» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Изд-во «Грамота», Тамбов. 2016. № 11-1 (65). С. 56-58.  (0,3 п.л.) ISBN 1997-2911 (ВАК)

 

6. Шутая Н.К., Лыткина О.И. Культурный концепт "кухня" в русской литературе // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 373-379

 

 

Учебные пособия для студентов ФНО, школы

1. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных, присоединительных членах предложения, вставных конструкциях, при вводных словах и обращениях.  (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2017. – 112 с.

2.  Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных, присоединительных членах предложения, вставных конструкциях, при вводных словах и обращениях.  (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2017. – 112 с.

3. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Прямая и косвенная речь. (Серия «Учебно-методический комплект»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2017. – 159 с.

4. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э., Соловьёва Н.Ю. Прямая и косвенная речь. (Серия «Сложные темы»): Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2017. –159 с.

5. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. Русский язык: Практикум для СПО. – М.: РГУП, 2017. – 256 с.

6. Соловьёва Н.Ю. Русский язык: Тесты для обучающихся по программе СПО. – М.: РГУП, 2017. – 267 с.

 

 

Учебные пособия для бакалавров

 

1. Соловьева Н.Ю., Брадецкая И.Г. Практикум по риторике. – М.:   РГУП,  2017. – 96 с.        

2. Соловьева Н.Ю. Риторика. Учебная хрестоматия. – М.: РГУП,  2017. – 416 с.

 

Учебные пособия для магистрантов

 

1. Фысина У.Н. Коммуникационные технологии в управлении: Рабочая тетрадь для магистрантов. – М.: РГУП, 2017 – С. 56

 

Находятся в процессе подготовки:

1. Новикова Л.И.  Актуальные вопросы методики правового воспитания и обучения: Учебно-методическое пособие для обучающихся в магистратуре

2. Грибанская Е.Э., Береснева Л.Н. Русский язык и культура речи: Учебно-практическое пособие.

3. Шутая Н.К., Румянцева О.О. Теория и практика делового общения: Учебное пособие.

4. Соловьева Н.Ю. Русский язык в деловой документации юриста: Учебное пособие для магистрантов.

5. Соловьева Н.Ю. Тесты по русскому языку.

 

 

 

Научная деятельность кафедры

На кафедре собран научный коллектив, обладающий хорошим научным потенциалом.

Преподаватели кафедры русского языка и культуры речи ведут научно-исследовательскую деятельность, ориентированную на разные категории обучающихся Российского государственного университета правосудия: для абитуриентов, студентов РГУП всех факультетов, в том числе и ФНО, обучающихся по программам магистратуры, аспирантов,  для профессорско-преподавательского состава Университета.

За последние 3 года профессорско-преподавательским составом кафедры опубликовано

- более 40 научных и научно-методических статей;

- более 40 учебных, учебно-практических пособий для школы и СПО;

- более 15 учебных, учебно-методических пособий для ВО, в т.ч. для магистратуры, аспирантуры и курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

Кафедра выступает инициатором и организатором ежегодной международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы преподавания учебных дисциплин в вузе». По итогам конференции выходит сборник научных статей «Организация учебной и воспитательной работы в вузе», учтённый в РИНЦ.

В 2017 г. кафедра проводит  внутривузовскую студенческую конференцию «Язык и право» (организатор д.п.н., доц. Новикова Л.И.).

Преподаватели кафедры рецензируют подготовленные к печати научные труды, монографии, учебные пособия. Принимают участие в конференциях, семинарах, проводимых как в Российской Федерации, так и за рубежом: в Латвии (Рига), в Крыму (Джанкой), в Израиле (Тель-Авив).

Перечень дисциплин

  • №п/п

     

    Фамилия,  имя, отчество

    Дисциплины

    1.  

    Брадецкая

    Ирина Геннадьевна,

    к.п.н., доцент

    Русский язык и культура речи (бакалавриат)

    Риторика (бакалавриат)

    1.  

    Грибанская

    Елена Эдуардовна

    к.п.н., профессор, доцент

     Русский язык (ФНО)

    1.  

    Новикова

    Лариса Ивановна

    д.п.н. , зав. кафедрой

    Методика правового  воспитания и обучения (магистратура)

    Интерактивные методы обучения (магистратура)

    Педагогика и психология высшей школы (магистратура)

    Педагогика и психология высшей школы (аспирантура)

    Педагогическая практика (аспирантура)

    Итоговая аттестация аспирантов (аспирантура)

    Современные психолого-педагогические основы образовательного процесса в вузе (для дополнительного образования)

    Актуальные проблемы современного образования (для дополнительного образования)

    Педагогика высшего профессионального образования (переподготовка ППС)

    Культура речи  преподавателя высшей школы. Мастерство публичного выступления (переподготовка ППС)

    1.  

    Соловьева

    Наталья Юрьевна 

    к. культуролог. н., доцент

    Русский язык в деловой документации  юриста (магистратура)

    Русский язык и культура речи (бакалавриат,  на базе СПО)

    Риторика (бакалавриат, на базе СПО)

    Режиссура в педагогическом процессе (переподготовка ППС)

    Современные психолого-педагогические основы образовательного процесса в вузе (для дополнительного образования)

    Актуальные проблемы современного образования (для дополнительного образования)

    1.  

    Фысина

    Ульяна Николаевна

    к.ф.н. , доцент

    Литература (ФНО)

    Риторика (бакалавриат)

    Коммуникационные технологии  в управлении (магистратура)

    Современные психолого-педагогические основы образовательного процесса в вузе (для дополнительного образования)

    Актуальные проблемы современного образования (для дополнительного образования)

    1.  

    Румянцева Ольга Олеговна

    к. культуролог. н., доцент

    Русский язык и культура речи (ФНО)

    Теория и практика делового  общения (магистратура)

    7.

     

    Береснева Людмила Николаевна

    к.п.н., доцент

    Русский язык и культура речи (ФНО)

    Русский язык (ФНО)

    Литература (ФНО)

     

    Никулищина

    Елена Иосифовна,

    ст.преподаватель

    Русский язык и культура речи (ФНО)

    Русский язык (ФНО)

    9.

    Шутая Наталья Константиновна

    д.ф.н, профессор

    Литература (ФНО)

    10.

    Кузнецова

    Татьяна Евгеньевна

    к.п.н., доцент

    Русский язык в деловой документации (специалитет)

    Русский язык и культура речи (ФНО)

    Русский язык и культура речи (бакалавриат)

    Риторика (бакалавриат)

    .

Научные студенческие кружки

Раздел в процессе заполнения