btn_up.png




Верховный Суд
Российской Федерации

Российский государственный университет правосудия

Задать вопрос

Отправить




Единый номер:

+7 (495) 332-55-55

Приемная комиссия:

+7 (495) 332-53-33

+7 (495) 332-55-45

02

Июл

2010

30 июня 2010 года в Российской академии правосудия находилась с визитом делегация Высшего Кассационного Суда Турецкой Республики. В ходе встречи состоялась беседа Ректора Академии Валентина Валентиновича Ершова с Председателем Высшего Кассационного Суда Турецкой Республики г-ном Хасаном Герчекером.

В состав делегации также вошли Начальник 9-го уголовного управления Высшего Кассационного Суда Турецкой Республики г-н Махмут Аджар, Генеральный Секретарь Высшего Кассационного Суда Турецкой Республики г-н Салих Коджалар.

Ректор познакомил гостей с историей и современным положением дел в Академии, рассказал о системе обучения, профессорско-преподавательском составе, научной работе, международной деятельности, приоритетных направлениях развития РАП. Состоялся живой обмен мнениями и информацией. Гости, отвечая на поставленные вопросы, рассказали о системе высшего юридического образования в Турецкой Республике, в частности о подготовке специалистов для работы в судебной системе страны и повышении квалификации судей.

Хасан Герчекер высоко оценил концепцию, структуру и организацию деятельности Академии, отметил большую заинтересованность в активизации двусторонних связей взаимовыгодных отношений между Академией правосудия Турецкой Республики и Российской академии правосудия. Членами делегации была дана высокая оценка организации учебного процесса Академии, высокому уровню подготовки преподавательских кадров.

Визит делегации продолжился встречей с судьями, повышающими квалификацию в Российской академии правосудия, во время которой ректор представил слушателям иностранных гостей. В завершении встречи гости высказали благодарность за теплый прием и выразили уверенность в дальнейшем двустороннем взаимовыгодном сотрудничестве.

 

Делегация Турции

Делегация Турции

 

О судебной системе Турции (справка)

Судебная власть в Турции осуществляется от имени турецкой нации независимыми судами. В основе деятельности судебной власти лежат принципы главенства права и независимости судов и судей. Судебные процессы, за исключением особых случаев, носят открытый характер. Преступления и наказания индивидуальны. Действует принцип презумпции невиновности. Каждый гражданин Турции обладает правом на защиту в суде.

Суды действуют в трех группах: уголовно-гражданские, административные и специальные суды. Военные трибуналы относятся к специальным судам. В 2004 г. с отменой 143-й статьи Конституции суды государственной безопасности были расформированы.

Структура высших судебных органов страны включает Конституционный Суд, Высший Кассационный Суд, Государственный Совет, Высший Административный Суд, Высший Военный Кассационный Суд, Высший Военный Административный Суд, Суд по урегулированию разногласий. Компетенция и порядок формирования этих судов в общих чертах определены Конституцией.

Конституционный Суд в Турции был создан в 1961 г. Он является специальным органом конституционного надзора. Этот суд высшей инстанции состоит из 11 основных и 4 резервных членов. Их избирает Президент из числа кандидатов, выдвигаемых Высшим Кассационным Судом (2 основных и 2 резервных), Государственным Советом (2 основных и одного резервного), Военным Кассационным Судом, Высшим Военным Административным Судом, Счетной Палатой, Высшим Советом по образованию (все по одному основному), адвокатурой (3 основных и одного резервного). Членами суда могут быть назначены юристы не менее чем с 15-летним стажем работы в судах или адвокатуре в возрасте не моложе 40 лет.

В обязанности Конституционного Суда Турции входит контроль соответствия Конституции законов, постановлений, имеющих силу закона, и внутреннего устава Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ) с точки зрения формы (процедуры принятия) и содержания. Законы об изменении Конституции рассматриваются и проверяются только на предмет соответствия формы. В то же время в Конституционном Суде не может возбуждаться дело по поводу несоответствия Конституции по форме и содержанию постановлений, имеющих силу закона и принятых при чрезвычайном, осадном положении и в случае войны. Не может возбуждаться и дело об аннулировании закона в связи с несоответствием его Конституции, если с момента его опубликования прошло более 10 дней.

Конституционный Суд, в качестве Верховного суда, может рассматривать дела, имеющие отношение к деятельности Президента Республики, членов Совета Министров, председателей и членов Конституционного Суда, Высшего Кассационного Суда, Государственного Совета, Высшего Военного Кассационного Суда и Высшего Военного Административного Суда, их главных прокуроров, заместителя Главного Прокурора Республики, председателя и членов Высшего Совета судей и прокуроров и Счетной палаты. В Верховном Суде обязанности прокурора исполняет Главный Прокурор Республики или его заместитель.

Решения Конституционного Суда окончательны и обжалованию не подлежат. При этом Конституционный Суд, отменяя полностью или частично закон или постановление, имеющее силу закона, не может действовать как законодатель, устанавливать нормы, способные приводить к новой практике.

В Турции Счетная Палата фактически является органом административно-финансового контроля (аналог счетных палат парламентов в других странах). В ее функции входят проверка и контроль от имени турецкого парламента (ВНСТ) всех видов доходов, расходов и состояния имущества предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет общего и дополнительного бюджетов, и утверждение отчетов по ним.

Международные соглашения, согласно Конституции, имеют силу законов. Их нельзя оспаривать в Конституционном Суде на основании противоречия Конституции. Согласно поправкам в Конституцию, принятым 7 мая 2004 г., в случае расхождения положений международных соглашений и внутреннего турецкого законодательства, применяются положения международного соглашения.

Высший Кассационный Суд (Яргытай) возглавляет систему судов общей юрисдикции. Его члены избираются пленумом Высшего Совета судей и прокуроров на 4 года. Главный Прокурор Высшего Кассационного Суда, являющийся также Генеральным Прокурором Республики, и его заместитель на тот же срок назначаются Президентом из числа 5 кандидатов, выдвигаемых пленумом Кассационного Суда.

В его компетенцию входит рассмотрение протестов и жалоб на решения всех судов общей юрисдикции, обеспечение единообразного толкования и применения процессуального законодательства всеми уголовно-гражданскими судами. По ряду особо опасных преступлений Высший Кассационный Суд может выступить в качестве суда первой инстанции. Высший Кассационный Суд делится на 7 департаментов по уголовным, 9 департаментов по гражданским и несколько департаментов по коммерческим делам и по делам о банкротстве. Каждый департамент имеет председателя, четырех основных и одного резервного члена. Они рассматривают жалобы и протесты на решения судов первой инстанции, утверждают или направляют дело на новое расследование. Решения и определения департаментов могут быть опротестованы и обжалованы пленуму Высшего Кассационного Суда, который состоит из Председателя Суда, его первых заместителей и председателей департаментов. Решения и определения пленума суда окончательны и обжалованию не подлежат.

Традиционно в Турции существует отдельная система органов административной юстиции. На местах это административные советы провинций и округов и налогово-претензионные комиссии, которые рассматривают и разрешают жалобы на действия должностных лиц органов управления. Систему административных судов возглавляет Государственный Совет (Даныштай), созданный по французскому образцу еще в середине XIX в. В настоящее время – это высшая кассационная инстанция административной юстиции. Он также выступает по определенным, указанным в законе делам в качестве суда первой и последней инстанции. В обязанности Государственного Совета входят и консультации правительства по законопроектам, направляемым на его рассмотрение Премьер-Министром и Советом Министров, изучение проектов уставов, договоров и конвенций, рассмотрение и разрешение административных споров, осуществление других функций, указанных законом. 3/4 состава Государственного Совета (32 члена) избирается Высшим Советом судей и прокуроров из числа судей административного права, 1/4 (11 членов) назначается Президентом из числа высших должностных лиц.

Министерство юстиции Турции является органом общего надзора за деятельностью уголовно-гражданских и административных судов. В 1981 г. при Министерстве был создан Высший Совет судей и прокуроров. Состав Совета, согласно Конституции, формируется следующим образом: на 3 места основных и 2 места резервных членов по 3 кандидата рекомендует Пленум Высшего Кассационного Суда; на 2 места основных и 2 места резервных членов по 3 кандидата рекомендует Пленум Государственного Совета. Из числа рекомендуемых Президент отбирает пятерых основных и четырех резервных членов Совета сроком на 4 года.

Высший Совет судей и прокуроров осуществляет функции, связанные с утверждением гражданских и административных судей и прокуроров, их назначениями и переводами, повышением в должности, распределением и рассредоточением кадров, вынесением дисциплинарных наказаний и отстранением от службы. Решения Совета не могут опротестовываться в судебных инстанциях.

Министр юстиции является Председателем Высшего Совета судей и прокуроров, а его первый заместитель – член Совета по должности. Министру юстиции подчинена администрация существующих и строящихся тюрем и мест заключения. Он следит за отбыванием наказания, имеет право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении заключенных, внести в Парламент предложение о проведении амнистии. Министерство юстиции ведает также организацией и деятельностью нотариальных контор и адвокатуры.

В Турции Прокуратура полностью зависит от исполнительной власти, так как все прокуроры назначаются и смещаются Президентом по рекомендации Министерства юстиции. Прокуроры возбуждают уголовные дела, контролируют ход предварительного следствия и выступают в суде в качестве обвинителей.

К специальным судам относятся органы военной юстиции, они подразделяются на военные и военно-дисциплинарные. В обязанность этих судов входит рассмотрение дел, касающихся: воинских преступлений, совершенных военнослужащими; совершенных гражданскими лицами в военное время преступлений, направленных против военных при исполнении ими определенных законом обязанностей; преступлений в военных зонах, объявленных законом.

Учреждаются военные суды Министерством национальной обороны в составе двух военных судей и одного офицера, также в судебном расследовании дел принимает участие военный прокурор или его помощник. Военно-дисциплинарные суды при необходимости учреждаются командирами полков и выше в составе Председателя – военного судьи и двух офицеров соответствующего ранга. В период действия чрезвычайного или осадного положения по рекомендации Министерства национальной обороны Правительством учреждаются военные суды чрезвычайного положения. Эти суды могут функционировать и после отмены чрезвычайного положения – для завершения возбужденных уголовных дел.

Высший Военный Кассационный Суд (ВВКС) Турции является высшей апелляционной и надзорной инстанцией по приговорам и определениям военных судов. Его члены избираются Президентом Республики из кандидатов, определяемых путем тайного голосования по трое на каждое вакантное место абсолютным большинством полного состава коллегии ВВКС из числа военных судей первого класса. В качестве суда первой инстанции ВВКС может рассматривать также дела по преступлениям, совершенным генералами и адмиралами.

Судом первой и последней инстанции является Высший Военный Административный Суд, осуществляющий судебный надзор за спорами, возникающими из административных актов и действий, затрагивающих военный персонал или относящихся к военной службе, даже если эти акты или действия исходят от гражданских властей. Члены этого суда избираются Президентом Республики: принадлежащие к классу военных судей – из трех кандидатов, выдвигаемых тайным голосованием на каждое вакантное место из военных судей первого класса абсолютным большинством полного состава суда этого класса; члены суда, не принадлежащие к классу военных судей, – из трех кандидатов, выдвигаемых на каждое вакантное место Генеральным Штабом из числа офицеров, звания и качества которых указываются в законе.

К специальным судам законодательство относит также суд по печати, транспортный суд, суд по торговым спорам, суд по кадастровым вопросам, выездной суд по земельной собственности и т. д.

В соответствии с Конституцией Суд по урегулированию разногласий уполномочен выносить окончательные решения по спорам между судами правосудия, между административными и военными судами по поводу подсудности или вынесенных ими решений. 3 члена этого суда избираются из числа членов департаментов Высшего Кассационного Суда, 3 – из числа членов департаментов Государственного Совета. При рассмотрении разногласий между уголовно-гражданскими и административными судами, с одной стороны, и военными судами – с другой, в состав суда вводятся 2 члена из ВВКС. Председательство в суде осуществляется лицом, делегированным Конституционным Судом из числа собственных членов последнего.

В июле 2009 г. Президент А.Гюль одобрил поправки к Уголовному Кодексу, согласно которым ограничивается юрисдикция военных судов (в мирное время не могут рассматривать дела гражданских лиц); одновременно расширены полномочия гражданских судов в отношении возможности рассмотрения дел действующих военных.

К судам первой инстанции относятся основные суды (аслие), действующие в центрах провинций и в крупных городах. Они подразделяются на несколько видов: основной суд по особо тяжким уголовным преступлениям (может вынести приговор о тюремном заключении от 5 лет до пожизненного заключения); основной суд по уголовным делам (наказания от одного года до 5 лет); основной суд правосудия по гражданским и коммерческим делам (иски свыше 2 тыс. лир, споры по торгово-коммерческим сделкам и дела о несостоятельности). Основной суд обычно состоит из председателя, двух основных и одного резервного члена суда.

Мировой суд является низшим звеном судов правосудия, который подразделяется на уголовный и гражданско-правовой. В его состав входит, как правило, один судья. Мировые суды учреждаются в административных центрах ильче (округов) и действуют почти в каждом буджаке (волости). К их компетенции относятся дела по незначительным правонарушениям, влекущим наказания в виде задержания, тюремного заключения на срок от одного дня до одного года, а также гражданские иски на сумму до 2 тыс. лир. Помимо этого на мирового судью возлагаются различные административные функции (судебное исполнение решений вышестоящих судов, проведение дознания, рассмотрение имущественных вопросов при бракоразводных процессах). При отсутствии в ближайшем административном центре более высоких основных судов Министерство юстиции может возложить на мировой суд рассмотрение более значительных уголовных, гражданских или коммерческих дел.

Конституция Турции закрепляет принцип независимости судей. Согласно Конституции судьи и прокуроры находятся на службе до 65 лет: возрастной предел для военных судей, порядок их продвижения по службе и выхода на пенсию определяются отдельным законом.

 

Задать вопрос

Отправить