btn_up.png




Верховный Суд
Российской Федерации

Российский государственный университет правосудия

Задать вопрос

Отправить




Единый номер:

+7 (495) 332-55-55

Приемная комиссия:

+7 (495) 332-53-33

+7 (495) 332-55-45

12

Ноя

2008

О работе Экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в 2005-2008 годах

В период между VI и VII Всероссийскими съездами судей Российской Федерации, 2005 и 2008 г.г., Экзаменационная комиссия при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации провела 47 заседаний, на которых сдавали экзамены 433 претендента на высшие должности федеральных судей Российской Федерации. В связи с формированием апелляционных арбитражных судов подавляющее большинство претендентов - 367 человек (84,8 %) сдавали экзамены на различные должности судей в арбитражные суды. И только 66 претендентов (15,2 %) сдавали экзамены на различные должности в суды общей юрисдикции. Из общего числа всех сдававших экзамены 21 претендент получил оценку «неудовлетворительно» (4,7 %), 47 претендентов - оценку «удовлетворительно» (11 %), 170 претендентов - оценку «хорошо» (39,3 %) и 195 претендентов - оценку «отлично» (45 %).

С одной стороны, можно отметить: в целом общий профессиональный уровень претендентов на высшие должности федеральных судей Российской Федерации по сравнению с соответствующим предыдущим периодом вырос. С другой стороны, нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что оценку «отлично» получили лишь 45 % претендентов. Вместе с тем оценки «неудовлетворительно» и «удовлетворительно» - 15, 7 % претендентов. Следовательно, практически каждый шестой претендент на высшие должности федеральных судей Российской Федерации не имеет необходимых теоретических знаний и практических навыков.

С целью повышения профессионального уровня федеральных судей Российской Федерации предлагаю обсудить целый ряд предложений. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо повысить уровень требований к претендентам на должности судей в процесс сдачи квалификационного экзамена на должность судьи. Так, в п. 1.1. действующего Положения о порядке работы экзаменационных комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (в дальнейшем - Положения) записано: «экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи... проводит квалификационный экзамен... цель которого - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня».

Вместе с тем, действительная судебная практика неоднократно подтверждала вывод о том, что знание только текстов нормативных правовых актов далеко не всегда достаточно для эффективной работы в должности федерального судьи. К сожалению, в нормативных правовых актах весьма часто встречаются пробелы и противоречия. В этих случаях простое знание их текстов не позволит судье принимать правовые решения. В этой связи предлагаю п. 1.1. Положения изложить в следующей редакции: «экзаменационные комиссии... проводят квалификационный экзамен... с целью определения уровня теоретических знаний и практических навыков претендентов на должность судьи, его умения системно толковать и применять международное и российское право, действующее в Российской Федерации, а также современную судебную практику».

Многие претенденты на должности судей, сдавшие квалификационный экзамен на оценки «удовлетворительно» и «хорошо», обращаются в экзаменационную комиссию с заявлениями о пересдаче квалификационного экзамена на более высокую оценку. Думаю, такая пересдача может породить хаос в работе экзаменационных комиссий. Претендент на должность судьи уже сдал квалификационный экзамен на соответствующую оценку и удостоверение об этом действует в течение трех лет. В этой связи предлагаю дополнить Положение п. 4.7. в следующей редакции: «Оценки «удовлетворительно» и «хорошо» не пересдаются в течение всего срока действия удостоверения о сдаче экзамена (трех лет)».

Претенденты на должности судей, получившие на квалификационном экзамене оценку «неудовлетворительно», почти всегда обращаются в экзаменационную комиссию с заявлениями о пересдаче экзамена. На практике возник непростой вопрос: есть ли какие-либо временные ограничения для этого? С целью правового урегулирования многочисленных обращений претендентов-неудачников на должности судей, получивших оценку «неудовлетворительно», предлагаю изложить п. 4.8. Положения в следующей редакции: «претенденты, получившие оценку «неудовлетворительно», могут обращаться в экзаменационную комиссию с заявлениями о повторной сдаче экзамена после необходимой самостоятельной переподготовки и (или) повышения квалификации в образовательном учреждении».

В то же время, как представляется, даже претенденты, сдавшие квалификационный экзамен на оценки «отлично» и «хорошо», и впоследствии назначенные на должность федеральных судей, нуждаются в дополнительной переподготовке в специализированном образовательном учреждении. В этой связи заслуживает безусловной поддержки постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 26 июня 2008 г. «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе Судей в Российской Федерации». В соответствии с данным законопроектом, во-первых, судья федерального суда, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную подготовку в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде. Общая продолжительность обучения и стажировки в суде составляет до одного года с сохранением заработной платы на период обучения и стажировки. Порядок и сроки прохождения обучения и стажировки устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Период прохождения обучения и стажировки в суде включается в стаж работы в должности судьи. Во-вторых, в целях поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейский полномочий, федеральный судья обязан один раз в три года проходить повышение квалификации. Повышение квалификации осуществляется в форме обучения в Российской академии правосудия или стажировки в судах с сохранением заработной платы на период обучения или стажировки. Порядок и сроки повышения квалификации федеральных судей устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации подготовило в целом положительное заключение на данный проект Федерального закона. 29 сентября 2008 года Верховный Суд Российской Федерации внес законопроект в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации также поддержал данный законопроект.

В.В. Ершов,
Председатель экзаменационной комиссии
при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации,
Ректор Российской академии правосудия

 

Задать вопрос

Отправить